Sic itur ad astra
Главная Начало раздела Начало статьи
Об ограниченности научного познания мира

Наш век принёс человечеству в дар мощнейший инструмент для практической реализации творческой фантазии - научное мировоззрение. С помощью этого инструмента человек смог, наконец, увидеть порядок в окружающей Вселенной и создать изумительные устройства, такие как компьютер, электростанции, автоматизированные линии, космические корабли, воздушные и морские лайнеры, а также построить огромные небоскрёбы, красивые города, неузнаваемо изменить среду обитания.

И сейчас перспективы использования науки для преобразования материальной стороны жизни человека просто завораживают.Однако, по-моему, именно на взлёте, расцвете этого образа мышления стоит остановиться и призадуматься, а куда, собственно, мы идём и так ли радужны перспективы использования научного мировоззрения?

Научный подход основан на рациональном истолковании наблюдаемых явлений.
А именно.
Сперва производится наблюдение за явлениями в течение продолжительного времени, достаточного для выявления статистических закономерностей.
Затем выбирается язык для описания наблюдаемых явлений и строится исходная модель (разрабатывается теория), в основе которой лежат некоторые огрубления, упрощения, ограничения реальности, дабы вообще можно было увидеть некую закономерность, принцип и порядок. На основе наблюдений выбираются приемлемые постулаты, вроде постоянства скорости света в любой системе отсчёта, или дискретности и неделимости заряда. И вот - теория готова.
Дальше начинается процесс её верификации, по-русски - проверки. Разрабатывается эксперимент, в котором можно уверенно набрать статистику. Производятся расчёты согласно предложенной теории и сравниваются с этими расчётами результаты этого самого эксперимента.

Всё так, и с этим трудно поспорить и не согласиться.Но применение научного метода заранее (возможно, неосознанно) основано на нескольких базовых, сказал бы, философских принципах:

  • Вселенная понимается в виде отлаженного механизма, где один процесс или объект последовательно вытекает из другого, подчиняясь законам рациональной, последовательной логики
  • Исключаются случайные, спорадические процессы. Они просто отсеиваются в наблюдениях, как не подчиняющиеся общей логике
  • Допускается, что влияние человека на измерения и наблюдения можно сделать сколь угодно малым
  • Распространение научного мировоззрения в микро- и макро- Космос понимается линейно
  • Исключается знание, которое невозможно доказать в ряде последовательных независимых экспериментов
  • Исключается чувственное знание в силу своей субъективности
  • Исключается пласт реальности, связанный с эмоциями и духовными ценностями, как нематериальный, а потому несуществующий
  • Исключаются этические моменты научного мировоззрения (иными словами, логическое завершение научного подхода должно привести к отрицанию этики, поскольку она нематериальна, а является результатом материальных отношений в обществе)
  • Первичность научного подхода по сравнению с другими (например, религией, верой, чувственным восприятием, стремлением к духовным идеалам)

Это эквивалентно тому, что мы под реальностью понимаем лишь материальное, знак равенства между материальным и реальным. Но ведь мы, осознающие существа, прекрасно знаем, что помимо материального, плотного, осязаемого и подчинённого логике, есть вещи прямо противоположные. И этот чувственный опыт невозможно ни выбросить, ни заменить чем-то материальным, ни объяснить с помощью материального.

Фактически мир устроен так, что разделён на две составляющие, два полюса, или две полярности - материальное, плотное, рациональное, и нематериальное, тонкое, эфемерное, чувственное, иррациональное. И вопрос о том, что первично, а что вторично - некорректен. Одно без другого не существует, хотя каждый полюс обладает некоторой "самостью", самостоятельностью, независимостью. Это - полюса магнита, отрицательный и положительный заряд, действие и противодействие.

Таким образом, научное мировоззрение, отбрасывая один полюс реальности, сразу превращается, по иронии судьбы, в ненаучное мировоззрение. Однако, хотим мы этого или нет, "идеальный" полюс реальности вынуждает нас обратить на него внимание и исследовать его. Естественно, методы этого нового научного мировоззрения, которое в настоящее время зарождается, будут несколько иными. Мне кажется, что они будут основаны не на логике и рациональном объяснении, а на чувственном опыте и волевом действии, приводящем к конкретному прогнозируемому результату.

Привожу пример. Сейчас существует много выдающихся специалистов по психологии, психоанализу, которые реально помогают людям изменить к лучшему свою жизнь. Их рекомендации основаны на естественных законах развития общества и личности, благо в минувший век сделан большой скачок в познании законов, управляющих поведением человека в социальной среде. Однако все они могут подсказать человеку только "как он должен себя вести", если примет решение измениться. Но никто не может подсказать, как человеку принять решение. То есть процесс принятия серьёзного, возможно судьбоносного, решения не основан на логике, рассуждении. Он принципиально - иррационален. И понять эти другие законы, которым подчиняется индивид, может только он сам, исследовав свой внутренний, чувственный мир и его связи с внешним миром. Это исследование есть овладение чувственным опытом, которое в результате ведёт к овладению процессом принятия решения.

Главная Начало раздела Начало статьи
Сайт создан в системе uCoz