Sic itur ad astra
Главная Начало раздела Начало статьи
О чувстве вины

Вина, чувство вины. Мне кажется, что это интересный предмет для обсуждения, поскольку здесь сталкиваемся с множеством заблуждений.

Интуитивно мы понимаем, что вина - это некое чувство человека, ощущение. Мы говорим:
"У него возникло чувство вины по отношению к...";
"У меня ощущение, что именно я виноват..."
"Не виноватая я...!"

Есть также такие понятия, как обвинение (осуждение) и оправдание (покаяние). В первом случае негативная энергия идёт к человеку, которого обвиняют в совершении порочных действий. Во втором - возникает реакция человека на совершённое им и на предъявляемое ему обвинение, реакция ментально - астральная (астральная = эмоциональная).

Можно, например, дать такое определение чувству вины.
Это ощущение человеком того, что его действия (в настоящем или в прошлом) или намерения (по отношению к настоящему или к будущему) стали, становятся или станут непосредственной причиной разрушения во внешнем мире, и он подвергнется осуждению: со стороны сородичей, высших сил или самого себя, своей, как говорят, совести. Точное определение дать сложно, но для обсуждения этого достаточно. Внимательно посмотрев на это определение, мы увидим, что чувство вины имеет две составляющие:
объективная - то есть осознание человеком собственной небезупречности в мыслях, делах, эмоциях (мы здесь говорим не о фактах - поступках, а о внутренних ощущениях человека;
субъективная - ментально-эмоциональная реакция человека на осуждение со стороны вышеупомянутых инстанций. Заметим также, что осуждение фактически является отделением человека от общества, Бога, самого себя и поэтому его переживание болезненно, подобно тому, как болезненно для травы, когда её вырывают из земли.

Можно дать ещё определение в духе толтеков.
Вина - это иррациональное ощущение человеком своей небезупречности, осознание человеком собственного несовершенства. Поэтому чувство вины в своём оригинальном, чистом, исходном смысле - присуще всем людям и выполняет важную регулирующую роль в развитии человека.

Но впрочем, оно, как и всякое свойство психики, имеет как отрицательную, разрушительную, составляющую, так и положительную, созидательную.
Негативная сторона - индульгирование (потакание себе) в эмоциональных переживаниях по поводу осуждения со стороны социума, по поводу недовольства и ответного воздействия высших сил (как правило, воображаемого) или самобичевание за то, что так плохо поступил.

В результате такой пролонгированной эмоциональной реакции разрушающий компонент чувства вины начинает доминировать и "пожирает" индивида, парализует его волю, блокирует чувствительность к миру, искажает восприятие и т.д. и т.п. Человек в этом случае добровольно отдаёт свою энергию некоему вампиру, внешнему или внутреннему, разрушает себя, взращивает чувство собственной важности, представляя, что именно он оказался причиной больших разрушений. При этом он совершенно забывает о том, чтобы как-то исправить ситуацию, скомпенсировать потери, насколько это возможно, начинает представлять реальность в сильно искажённом виде и в итоге совершает ещё большие ошибки. В подобном состоянии совершенно невозможно объективно оценить свою роль в содеянном и причины, приведшие к этому.

Итак, здесь человек раздувает субъективную составляющую чувства вины, реакцию на осуждение. Это - индульгирование в эмоциональной реакции на объективно возникшее ощущение собственной небезупречности, собственного несовершенства. Обратная ситуация, которая встречается тоже довольно часто - полное отрицание своего поведения, которое привело к разрушению. Типа: "Это не я! Это - всё вы! Я здесь не при чём!"
В этом случае человек отрицает сам факт своей причастности. Отрицает объективную составляющую возникшего у него чувства своей небезупречности. Вытесняет активно в своё подсознание. Сваливает вину на других или обстоятельства. Причина этого - патологическое социальное чувство вины, когда человек настолько сильно чувствует свою небезупречность, но одновременно настолько боится своей тёмной стороны и осуждения общества, что начинает отрицать очевидные вещи и заниматься самооправданием. Самооправдание может иногда проходить под маской общественного покаяния. "Да, я виноват, каюсь", - но при этом внутри себя человек оправдывается из страха перед своей собственной тёмной стороной. Ещё один вариант, ещё одна ситуация - человек не отрицает своих действий, но они ему кажутся столь позитивны и уместны, что всех остальных он, грубо говоря, посылает на...
То есть в этом случае, он свои действия подтверждает, но даёт им положительную оценку, столь же предвзятую, как и в предыдущих случаях.

Подводя итог, можно сказать, что распространены три типа негативного, разрушающего поведения.
Люди свою вину

  • либо подтверждают и начинают купаться в осуждении,
  • либо отрицают, фактически обманывая себя и искажая события,
  • либо всё переворачивают так, что белое становится чёрным, а чёрное белым.
Вот пример.
Я задел уникальную вазу и разбил. Вазу уже не восстановишь и не скомпенсируешь на сто процентов деньгами. В первом случае я "хватаюсь за голову и верещу: "Вот идиот! Такую вазу! (самобичевание) А ведь ей уже никто не сможет полюбоваться! (осуждение Богом) А ведь как на меня, такого неуклюжего будут смотреть друзья! (осуждение социумом)" Во втором случае, я пытаюсь вспомнить, как всё произошло и начинаю придумывать причины, как ваза могла разбиться без моей помощи.
"Да она же с краю стояла. Её поставили на самом проходе. Может случайно фалдой пальто задел. Да я её и не касался. Да я не помню, как коснулся. Значит и не было. Наверно ветер сильно дунул и повалил". Кстати, я сам был свидетелем такого сюжета в магазине, где покупатель задел бутылку водки, и она упала и разбилась. Но, вообще, в сложных ситуациях это типично - человек всё нежелательное для своего положительного мнения о самом себе вытесняет в подсознание.
В третьем случае внутренний диалог примерно такой: "А так и надо было сделать. Сколько можно этой вазе здесь стоять. Вот сейчас вместо этого старья сюда поставят что-нибудь современное и все будут довольны. Что бог не делает - всё к лучшему, и что ко мне привязались с этой дурацкой вазой? Я же им только хорошо сделал. Освободил, расчистил место под новое"

Несомненно, сначала кажется, что в этом есть элемент истины, поскольку вместо вазы действительно придётся ставить нечто другое, придётся напрягаться, развиваться, совершенствоваться и т. д. Но - заметьте - другим людям. То есть в этом случае человек берёт на себя функции не богоподобные, а диаволоподобные, вызывающие сопротивление окружающему миру и, таким образом, способствующие его развитию. Для мира - хорошо. Для человека - плохо. Вместо развития он замыкается в создании препятствий другим и медленно и уверенно (но совершенно для него незаметно) начинает деградировать, отрицая своё несовершенство, небезупречность.

Мне представляется, что все эти варианты реакций неприемлемы и не способствуют росту, развитию человека. В чувстве вины природа заложила очень глубокий объективный смысл. Это иррациональное чувство своего несовершенства и ощущение связи со всем остальным миром, когда твои действия отражаются в каждой точке пространства, то есть это ощущение закона взаимодействия всего живого, но повернувшееся к нам своей разрушительной стороной. Чувство вины, таким образом, сразу говорит человеку о неблагополучии, указывает нам на наши недостатки и именно в этом его огромная ценность.

Оно даёт сильнейший импульс к перепросмотру, если, конечно, правильно к нему отнестись. Поэтому чувство вины следует использовать как стимул к изменению, а не как средство дальнейшего разрушения... Поступок уже совершён, а порочное намерение уже возникло. Кристалл разбит. В том, что уже совершенно, ничего нельзя изменить. Но можно и должно изменить в настоящем. Но не так, чтобы забыть то, что сделано. Не так, чтобы оправдывать себя, не так, чтобы перевернуть всё вверх ногами, выдав недостатки за достоинства, а так, чтобы понять причины, понять себя, своё поведение, познать свою тёмную сторону, осознать, покаяться (то есть - перепросмотреть свою жизнь) и измениться.

Стимулом же для этого может стать осознание того, что ты своими действиями причинил боль другому существу, осознание взаимосвязи всего живого (и твоё сопереживание этому).

Главная Начало раздела Начало статьи
Сайт создан в системе uCoz