Sic itur ad astra |
Главная | Начало раздела | Начало статьи |
О чувстве вины Вина, чувство вины. Мне кажется, что это интересный предмет для обсуждения, поскольку здесь сталкиваемся с множеством заблуждений. Интуитивно мы понимаем, что вина - это некое чувство человека, ощущение. Мы говорим: Есть также такие понятия, как обвинение (осуждение) и оправдание (покаяние). В первом случае негативная энергия идёт к человеку, которого обвиняют в совершении порочных действий. Во втором - возникает реакция человека на совершённое им и на предъявляемое ему обвинение, реакция ментально - астральная (астральная = эмоциональная). Можно, например, дать такое определение чувству вины. Можно дать ещё определение в духе толтеков. Но впрочем, оно, как и всякое свойство психики, имеет как отрицательную, разрушительную, составляющую, так и положительную, созидательную. В результате такой пролонгированной эмоциональной реакции разрушающий компонент чувства вины начинает доминировать и "пожирает" индивида, парализует его волю, блокирует чувствительность к миру, искажает восприятие и т.д. и т.п. Человек в этом случае добровольно отдаёт свою энергию некоему вампиру, внешнему или внутреннему, разрушает себя, взращивает чувство собственной важности, представляя, что именно он оказался причиной больших разрушений. При этом он совершенно забывает о том, чтобы как-то исправить ситуацию, скомпенсировать потери, насколько это возможно, начинает представлять реальность в сильно искажённом виде и в итоге совершает ещё большие ошибки. В подобном состоянии совершенно невозможно объективно оценить свою роль в содеянном и причины, приведшие к этому. Итак, здесь человек раздувает субъективную составляющую чувства вины, реакцию на осуждение. Это - индульгирование в эмоциональной реакции на объективно возникшее ощущение собственной небезупречности, собственного несовершенства.
Обратная ситуация, которая встречается тоже довольно часто - полное отрицание своего поведения, которое привело к разрушению. Типа: "Это не я! Это - всё вы! Я здесь не при чём!" Подводя итог, можно сказать, что распространены три типа негативного, разрушающего поведения.
Я задел уникальную вазу и разбил. Вазу уже не восстановишь и не скомпенсируешь на сто процентов деньгами. В первом случае я "хватаюсь за голову и верещу: "Вот идиот! Такую вазу! (самобичевание) А ведь ей уже никто не сможет полюбоваться! (осуждение Богом) А ведь как на меня, такого неуклюжего будут смотреть друзья! (осуждение социумом)" Во втором случае, я пытаюсь вспомнить, как всё произошло и начинаю придумывать причины, как ваза могла разбиться без моей помощи. "Да она же с краю стояла. Её поставили на самом проходе. Может случайно фалдой пальто задел. Да я её и не касался. Да я не помню, как коснулся. Значит и не было. Наверно ветер сильно дунул и повалил". Кстати, я сам был свидетелем такого сюжета в магазине, где покупатель задел бутылку водки, и она упала и разбилась. Но, вообще, в сложных ситуациях это типично - человек всё нежелательное для своего положительного мнения о самом себе вытесняет в подсознание. В третьем случае внутренний диалог примерно такой: "А так и надо было сделать. Сколько можно этой вазе здесь стоять. Вот сейчас вместо этого старья сюда поставят что-нибудь современное и все будут довольны. Что бог не делает - всё к лучшему, и что ко мне привязались с этой дурацкой вазой? Я же им только хорошо сделал. Освободил, расчистил место под новое" Несомненно, сначала кажется, что в этом есть элемент истины, поскольку вместо вазы действительно придётся ставить нечто другое, придётся напрягаться, развиваться, совершенствоваться и т. д. Но - заметьте - другим людям. То есть в этом случае человек берёт на себя функции не богоподобные, а диаволоподобные, вызывающие сопротивление окружающему миру и, таким образом, способствующие его развитию. Для мира - хорошо. Для человека - плохо. Вместо развития он замыкается в создании препятствий другим и медленно и уверенно (но совершенно для него незаметно) начинает деградировать, отрицая своё несовершенство, небезупречность. Мне представляется, что все эти варианты реакций неприемлемы и не способствуют росту, развитию человека. В чувстве вины природа заложила очень глубокий объективный смысл. Это иррациональное чувство своего несовершенства и ощущение связи со всем остальным миром, когда твои действия отражаются в каждой точке пространства, то есть это ощущение закона взаимодействия всего живого, но повернувшееся к нам своей разрушительной стороной. Чувство вины, таким образом, сразу говорит человеку о неблагополучии, указывает нам на наши недостатки и именно в этом его огромная ценность. Оно даёт сильнейший импульс к перепросмотру, если, конечно, правильно к нему отнестись. Поэтому чувство вины следует использовать как стимул к изменению, а не как средство дальнейшего разрушения... Поступок уже совершён, а порочное намерение уже возникло. Кристалл разбит. В том, что уже совершенно, ничего нельзя изменить. Но можно и должно изменить в настоящем. Но не так, чтобы забыть то, что сделано. Не так, чтобы оправдывать себя, не так, чтобы перевернуть всё вверх ногами, выдав недостатки за достоинства, а так, чтобы понять причины, понять себя, своё поведение, познать свою тёмную сторону, осознать, покаяться (то есть - перепросмотреть свою жизнь) и измениться. Стимулом же для этого может стать осознание того, что ты своими действиями причинил боль другому существу, осознание взаимосвязи всего живого (и твоё сопереживание этому). |
Главная | Начало раздела | Начало статьи |